Восхищение Церкви в истории.

 

«Теория о восхищении Церкви до великой скорби»1

- не имеет явного основания в Библии 2

- отсутствует в истории церкви 3

- отсутствует в вероучениях баптистов, в том числе в изданном 1928 году 4

В отличии от многих сторонников этой теории, которые «всего лишь» противоречат друг другу 5 ,

И.В. Каргель противоречит сам себе 6 .

 

 

Большинство сторонников теории настолько некомпетентны,

что утверждают, что якобы их мнение совпадает с учением апостолов и пониманием Библии церковью первых веков. Исторические факты дополняют опровержение теории «доскорбного восхищения» Писанием и могут помочь сторонникам теории непредвзято исследовать Библию – чтобы их убеждения были основаны

не на чьём-то толковании нескольких предложений,

а хотя бы на многих из 318 текстов Нового Завета о втором пришествии ( это число называет К.Левшеня в книге «Доктрины Библии», SGP Чикаго, 1992  стр. 117)

 

1. Некоторые сторонники теории  доскорбного восхищения церкви прямо или косвенно признают, что эта теория появилась недавно.

 

Уильям МакДональд

 «Сегодня в восхищение и второе пришествие нашего Господа веруют многие, евангельские христиане ждут его. Но так было не всегда. Возрождение интереса к этому учению, особенно в трудах первых плимутских братьев в Великобритании (1825-1850), было в значительной степени основано на 1 Фессалоникийцам» (толкование первого послания к Фессалоникийцам (расположено на странице http://www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md59.htm )

 

  « 9. Учение о восхищении Церкви до начала великой скорби не имеет глубоких исторических корней. Надежда на восхищение до начала великой скорби не принадлежит к изначальным традициям церкви. Она берет свое начало примерно 160 лет назад из учения Дж. Н. Дарби.

  Ответ: Церковь НЗ ожидала Сына Божьего с небес. Святые не знали, когда Он придет, поэтому рассчитывали на Его появление в любую минуту. Доводы, построенные на том, чему кто-то учил или не учил, называют ad hominem (доказательство, рассчитанное на чувства убеждаемого) и считают не относящимися к делу. Вопрос должен стоять так: "Что говорит Писание?", а не: "Что говорит тот или другой?". (толкование второго послания к Фессалоникийцам (расположено на странице http://www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md60.htm )

 

Мой комментарий – относительно «не знали» нет никаких доказательств, сомнения были у фессалоникийцев - им апостол Павел написал два послания с разъяснением. Что касается истории – это важный, но второстепенный факт. Если бы многие  сторонники теории «доскорбного восхищения» не пытались доказать, что их  мнение совпадает с учением апостолов и пониманием Библии церковью первых веков, про  историю можно было бы не вспоминать.  Исторические факты только дополняют опровержение теории «доскорбного восхищения» Писанием.

 

Девид Рейган "План Господень", М.1994 с.157

"Современная премиллениональная точка зрения образовалась в начале 1800 годов среди христиан в Англии, известны как Братство Плимута...

...Братство Плимута представляло себе два будущих пришествия Иисуса: одно пришествие за Своей Церковью, другое - вместе со Своей Церковью. Такая концепция с тех пор получила название "Вознесения до начала Великой Скорби".

 

«Грядущее Пришествие Господа нашего Иисуса Христа и связанные с этим пришествием события» Э.Б., издательство GBV.

«Но, увы! Диаволу слишком скоро удалось за­темнить пред глазами верующих свет ожидания Христа. Церковь забыла о том, что ей предстояло быть соучастницей славы Христовой. Она забыла своего Господа, Главу и Жениха своего. Она во­шла в сношения с миром, и постепенно замерло ожидание Его пришествия. Проходили века, а слав­ная истина эта всецело находилась „под сосудом." Хотя учение о пришествии Христовом и восхище­нии святых основательно изложено в апостольских посланиях, но оно как-бы оставалось в тени; го­ворили лишь о суде над живыми и мертвыми. Вся христианская Церковь, подобно десяти девам в притче, была погружена в глубокий сон, и, ка­залось, навсегда» (стр. 4).

 

«Объяснение притчи таково. Христиане в начале верили в пришествие Господне и выходили на­встречу жениху. Затем все, как истинные христиане, так и формально исповедующие христианство, в ожидании Христа погрузились в сон.

Прохо­дили века, в течение которых касательно истины о пришествии Христа не было ни одной бодрству­ющей души. Лишь в полночь мы можем теперь сказать: приблизительно от начала 19 сто­летия снова стал раздаваться крик: „Вот, же­них идет, выходите на встречу ему!" И крик этот из года в год становится громче в христианской Церкви. Тысячи и сотни тысяч душ проснулись от сна. Повсюду говорят и пишут о близком при­шествии Господнем, и истина эта принимается все более широкими кругами. Это доказывает, что мы близко, совсем близко стоим у цели. Скоро, очень скоро придет Господь, и тогда все истинно верую­щие войдут с Ним на брачный пир}в то время как христиане только по имени, хотя и знающие и испо­ведующие эту истину, будут исключены и подвер­гнуты впоследствии осуждению» (стр. 51).

 

Г.Х.М. ( Макинтош )  «Размышление о втором пришествии Иисуса Христа» GBV 1990 стр. 89,90.

  «Однако, какая постыдная мысль! - несмотря на великое и святое преимущество мы читаем в притче такие слова: «И когда жених замедлил, то задремали все и уснули». Да, все - как мудрые, так и неразумные уснули. Жених замедлил и все, без исключения, потеряли свежесть, ревность и силу надежды на Его пришествие и уснули.

  Такая ситуация понятна и это серьезный факт истории. Историческая церковь уснула. «Блаженное упование и явле­ние славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» - надежда, которая так ярко сияла на горизонте первых дней христианства, утратила своё сияние и, в конце концов, исчезла совсем. Если мы подвергнем более тщательному исследованию историю Церкви на протяжении последующих почти 2 000 лет и проследим ее развитие от дней Апостолов до нашего времени, то мы не найдем ни малейшего следа от той особенной надежды Церкви или Собрания Божьего - личного возвращения благословенного Жениха. В действи­тельности эту надежду, по крайней мере ее силу, Церковь утратила, так что это стали считать даже ересью, где эта на­дежда ещё проповедовалась. И даже теперь, в эти последние времена, есть не мало пасторов и проповедников, которые не осмеливаются проповедывать и учить о пришествии Господа, как об этом ясно говорит Священное Писание.

 

  Мы замечаем, - и слава Господу за это! - что лет 50 тому назад наступила большая перемена в этом отношении, настало духовное пробуждение. Бог, через Духа Святого, начал возвращать Свой народ к давно забытой истине - о пришествии Небесного Жениха. Многие начинают познавать, что причина  замедления Жениха кроется в долготерпении Божьем по отношению к нам, потому что Он не хочет чтобы кто-нибудь погиб, но Он хочет, чтобы все пришли к покаянию. Какая дорогая и славная причина!

Тем более мы познаем, что, несмотря на долготерпение Божие, нам Господь близок. Он скоро придет. В полночь раздался крик: «Жених идет, выходите навстречу Ему!».

 О да восприняли бы все искупленные этот Его крик как эхо, пока нравственная сила этого эха не прозвучит от одного края земли до другого, и всё Собрание-Церковь проснется, чтобы ожидать славного и блаженного явления Жениха».

 

Книги  Э.Б. и  Г.Х.М. напечатаны  издательством GBV, которое распространяет книги плимутских братьев.

 

 

 

 

 

 

2. Отцы Церкви о втором пришествии и великой скорби.

 

Некоторые сторонники  «теории о восхищении Церкви до великой скорби» пытаются доказать своё мнение цитатами из «отцов церкви».

    Удивительно, что ни они сами, ни и читатели не задумываются о том, могут ли современные протестанты знать «отцов церкви» лучше, чем католики, православные  и многие протестанты средних веков, которые прежде учились и были служителями у католиков и православных (Лютер, Менно Симонс и другие).

   Напомню, что для католиков, православных и  некоторых протестантских церквей книги «отцов церкви» имеют намного большее значение - сравнимое со значением Библии,

и соответственно более внимательно изучаются,  чем современными протестантами, для которых «отцы церкви» намного менее значимы, чем Библия.

    Конечно, возможно некоторые протестанты знают предания  лучше некоторых  совершенно некомпетентных православных и наоборот, некоторые православные могут лучше знать Библию, чем  совершенно некомпетентные протестанты,

но ни один  современный протестант не может знать предания лучше всех католиков, православных или лютеран - которые называют учение о восхищении церкви до скорби ересью. На сайте «Лютеранская библиотека» в разделе «заблуждения» одна из трёх статей – о восхищении церкви, в этой небольшой статье 4 раза учение о восхищении церкви до великой скорби называют ересью http://www.tam.ru/luthlib/heresis/vosh.htm .

 

 

Проверив цитаты из «отцов церкви», которыми пытаются доказать своё мнение сторонники «теории о восхищении Церкви до великой скорби» можно убедиться, что сторонники этой теории неправы.

 

 В.Матвиив, Заместитель Председателя ВСО ЕХБ в газете   «Слово Веры» №4(73) апрель 1996, стр.4, писал:

   «Отцы церкви тоже ожидали Его, Поколения, следовавшие сразу за апостолами, тоже ожи­дали пришествия Господа. Особенно упоминается о том, что они надеялись избежать великую скорбь благодаря прише­ствию Христа прежде, нежели она наступит. Ириней, живший в 140-202 годах, в своей книге "Против ересей  пишет: "Когда в конце Церковь будет внезапно восхищена от земли, будет такая скорбь, какой не было от начала."

 

   Этот и некоторые другие тексты цитирует

Генри Кларенс Тиссен, в книге «ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ»

( Логос, СПб 1994, стр. 401-403)

1. Ранние христианские учения ( стр. 401 – 403).

Принимая во внимание различные учения наших дней, серьезность времени, в котором мы живём, и более всего, отношение этого вопроса к вере в неизбежность пришествия Христа, необходимо исследовать этот предмет, хотя о нем можно порассуждать только кратко.

   Как уже отмечено было раньше, первая Церковь ожидала при­шествия Господа до Тысячелетнего царства. Учила ли она также, что Он придет до скорби? В свидетельстве первых отцов Церкви наблюдается едва ли не полное молчание относительно предмета скорби. Они часто говорят о необходимости проходить через скор­би, но очень редко говорят о грядущем периоде, называемом скор­бью. Весьма вероятно, так случилось потому, что в течение первых веков Церкви, она подвергалась многочисленным преследованиям, а потому ее, по существу, вообще не волновал вопрос будущей скор­би. Однако существует несколько указаний, свидетельствующих о вере в пришествие Христа до скорби.

 

 Во-первых, существует весьма интересный отрывок в «Пастыре Гермы», который предлагает не­которую информацию по этому предмету. Герма пишет, что он проходил мимо дикого хищника, а затем его встретила девушка, которая приветствуя его сказала: «Приветствую тебя, о человек!» Он ответил на ее приветствие и сказал: «Женщина, приветствую тебя». Затем она спросила его: «Ничто не пересекало твой путь?» На это Герма ответил: «Я встретил дикого хищника, который мог погубить много людей, но силой Господней и по Его великому милосердию я избежал гибели». Тогда эта девушка сказала «Да, ты избежал ее, потому что возложил все свое упование на Бога и открыл свое сердце Господу, веруя, что ты не можешь спастись иначе, кроме Его великого и славного имени... Ты избежал великой скорби за свою веру, потому что не усомнился в присутствии такого зверя. А потому пойди и расскажи избранным Господним об Его могущественных делах и скажи им, что этот хищный зверь является образом грядущей великой скорби. Поэтому, если вы приготовите себя, раскаетесь всем своим сердцем и обратитесь к Господу, тогда вполне возможно, что вы избежите ее, если только сердце ваше будет свободно и непорочно и вы проведете остаток своих дней в непорочном служении Господу» («Пастырь Гермы», книга 1, виде­ние 4, глава 2).

     Итак, сказанное свидетельствует о том, что уже тогда существовало учение относительно того, что Церковь избежит великой скорби. Однако, это положение является несколько сомни­тельным, потому что в другом месте он заявляет: «Счастливы переносящие великую скорбь, которая придет на землю» («Пастырь Гермы», книга I, видение II, гл. 2).

 

   Ириней (около 240-302) тоже как будто утверждает, что Цер­ковь восхищена будет во время скорби, потому что говорит:

«А потому в конце, когда Церковь будет внезапно восхищена от этой земли, сказано, что наступит такая скорбь, какой и от начала не будет». Поэтому и это последнее испытание праведных, в кото­ром, если они устоят, они будут увенчаны нетленным венцом» (Ириней, «Против ересей», кн. V, гл. 29).

   Однако, в другом месте он тоже учит, что Церковь на земле будет во времена антихриста (Ириней «Против ересей», кн. 5, гл. 26 и 30). Таким образом, так как взгляды относительно скорби не ясны, следовательно, существует некоторая путаница в этом вопро­се, по крайней мере, имеется намек на нее. Однако совершенно ясно, что Отцы считали пришествие Господа неизбежным.

 

   Господь же учил, что Церковь может ожидать пришествия Его в любой момент / в этом Тиссен неправ, подробно в другой статье/ , и Церковь ожидает пришествия Его и учит тому, что личное пришествие Его является неизбежным. Исключением явля­лись Александрийские отцы, которые заявляли другое и отвергали и другие фундаментальные учения. Мы можем предполагать, что первая Церковь жила в состоянии постоянного ожидания Господа, а потому не особенно озабочена была возможностью наступления скорбей в будущем. Такова может быть причина умалчивания отца­ми, касающегося скорбей, учения.

Далее, не представляется странным и тот факт, что лидеры средних веков тоже молчат относительно того, что касается восхи­щения, предшествующего скорбям. С появлением Константина и государственной Церкви, Церковь обратилась к аллегоризации тех мест Писания, которые говорят о пришествии Господа. Одновре­менно с отрицанием буквального Тысячелетнего царства, начали отвергать и скорбь, или представлять ее в аллегорических образах.

Реформаторы обратились к учению о втором пришествии, одна­ко, свой основной акцент они положили на учение о спасении, а не на развитие деталей о восхищении. Следовательно, если даже и развивалось это учение в ходе истории христианской Церкви, то развивалось в ничтожной степени. Однако христианское учение покоится на основе Писания, а не на основе развития учения или на отсутствии этого развития в период минувших поколений. Библия должна быть нашим единственным авторитетом в делах учения, и к ней нам следует обращаться для установления Библейской истины».

 

Прежде всего необходимо отметить, что оба автора не упоминают многих других «отцов церкви» и богословов более позднего времени, в том числе средних веков и Реформации, которые многократно утверждали, что церковь будет угнетаема антихристом.

Сторонники теории

- или некомпетентны, так как им неизвестно про книги других  «отцов церкви» и богословов;

- или не совсем честны , зная, но не говоря про богословов, книги которых не подходят теории.

 

Конечно, лучше чтобы проповедник был компетентным и честным, чем некомпетентным или нечестным – но некомпетентный намного лучше нечестного.

   Многие примеры из Нового Завета показывают, что несведущий может научиться, например апостол Павел «…который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1Тим.1:13); Никодим «Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоан.3:10).

   Наоборот, нечестный продолжает обманывать вопреки фактам:

«Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря,

потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Иоан.12:9-11); ещё один пример коллективного мошенничества записан в Матф.28:11-15 «…И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали...».

 

Хотя эти сторонники «теории о восхищении Церкви до великой скорби»

или некомпетентны

или не совсем честны, умалчивая про те книги, которые не совпадают с теорией,

рассмотрим цитируемые ими тексты – может они правильно понимают хотя бы тот текст, который цитируют. 

 

Отмечу, что хотя статья Матвиива написана в 1996, а книга Тиссена вышла в 1994, Матвиив более точно указывает годы жизни Иринея  ( считается что Ириней родился между 130 и 140 годами), Тиссен почему-то считает, что Ириней жил около 240-302.

 

Рассмотрим окончание главы 28 и всю 29 главу.

Против ересей 5.28.4      «И посему во всякое время человек, вначале созданный руками Божиими, т. е. чрез Сына и Духа, делается по образу и по подобию Божию, так как отбрасываются плевела, которые суть отступничество, а пшеница, т. е. верою плодоносящие в Бога, убирается в житницу. Поэтому для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и чрез терпение проникнутые словом Божиим и очищенные огнем годны были к царскому пиру. Так некто из наших, за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверей, сказал: «я пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим» (Ириней цитирует Игнатия Богоносца).

Против ересей 5.29  ( вся глава)    

«Все создано для человека спасаемого, чтобы то, что имеет свободное произволение и самовластие, сделать зрелым для бессмертия и удобнее приготовить его для вечной покорности Богу. И поэтому творение приспособлено человеку, ибо не человек для творения, но творение создано для человека. Народы же, которые и очей не поднимали к небу, не возносили благодарения своему Творцу и не хотели видеть свет истины, но подобно слепым мышам были погружены в глубину невежества, слово Божие справедливо назвало как бы каплею из кадки, как бы малым наклонением весов и как бы ничем: они настолько полезны и пригодны для праведных, насколько доставляет пользы стебель для произрастания пшеницы, и солома для сожигания и обработки золота. Посему, когда Церковь в конце будет внезапно взята отсюда, то будет - сказано - скорбь, какой не было от начала и не будет. Ибо эта последняя борьба праведных, в которой они, победивши, увенчиваются бессмертием.

И потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати, его имя будет иметь число шестьсот шестьдесят шесть, потому что он восстановляет в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был шестисот лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И антихрист восстановит все бывшее после потопа заблуждение, выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных. Ибо воздвигнутое Новохудоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину 6 локтей, и из-за него Анания, Азария и Михаил, не поклонившиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая имеющее быть в конце сожжение праведных. Ибо все то изображение было предзнаменованием пришествия его и указывало, что ему одному должны поклонятся все люди. Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означает число имени того, в ком восстановляется все тысячелетнее отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный.

 

Из этого текста Матвиив цитирует только одно предложение, Тиссен два - в отличии от Матвиива он цитирует предложение, в котором говорится про последнюю борьбу или испытание праведных. То, что это испытание будет от антихриста, Тиссен не говорит – это не подходит «теории о восхищении Церкви до великой скорби».

Что касается значения слова скорбь, то в конце предыдущей главы Ириней говорит

«для спасаемых необходима скорбь, чтобы ... очищенные огнем годны были к царскому пиру». Оба богослова про эту «необходимую для спасаемых скорбь» также не говорят - как и о многом другом, что не подходит теории.

В тексте 5.29 Ириней цитирует Мф.24.21, но в этот раз применяет слово скорбь к уничтожению грешников, о котором много раз говорится в Писании и сам Ириней часто говорит – дважды в 29 главе и неоднократно в предыдущих и следующих после 29 главах.

 

Тиссен говорит:

«Однако, в другом месте он тоже учит, что Церковь на земле будет во времена антихриста (Ириней «Против ересей», кн. 5, гл. 26 и 30).

 

В 25 главе Ириней пишет о войне антихриста против святых, цитируя Мф.24.15-21 (в 29 главе Ириней цитирует только Мф.24.21) а также Даниила 7.20-22 и Дан.7.24.

Дальше, в 26 главе Ириней говоря об этих же событиях и цитируя эти и другие тексты из 7 главы Даниила, говорит конкретно, что зверь (антихрист) заставит церковь бежать.

Против ересей 5.26.1 «Еще более ясно освещает Иоанн, в Апокалипсисе, показывая  ученикам Бога, что должно случиться в последние времена, и относительно десяти царей, которые должны тогда возникнуть, между которыми империя, которая сейчас правит [землей], должна быть разделена. Он преподает нам, чем эти десять рожков должны быть, которые видел Даниил, говоря нам, что таким образом это было сказано ему: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей (Ириней цитирует Откр.17:11-14). Это - очевидно, поэтому, что этих [правителей], он, который должен прийти, убьет троих, и подчинит оставшихся своей власти , и что он должен быть собой восьмой среди них. И они должны опустошить Вавилон, и сожгут его огнем, и должны дать их царство зверю и заставят церковь бежать. После этого они будут истреблены пришествием нашего Господа». (Ириней цитирует  Дан. 7.24, Откр.17:11 и Откр. 17.17).

 

В 5 книге против ересей 25-36 главах много раз говорится о войне антихриста против христиан, которых Ириней называет святыми или праведными. 

 

 

Пастырь Герма

Что касается цитируемых  Тиссеном текстов из «Пастыря Гермы», то здесь тоже взята небольшая часть, которую пытаются истолковать как доказательство «теории о восхищении Церкви до великой скорби».

«Итак, сказанное свидетельствует о том, что уже тогда существовало учение относительно того, что Церковь избежит великой скорби. Однако, это положение является несколько сомни­тельным, потому что в другом месте он заявляет: «Счастливы переносящие великую скорбь, которая придет на землю» («Пастырь Гермы», книга I, видение II, гл. 2)».

 

В тексте, который цитирует Тиссен нет основания говорить, что «уже тогда существовало учение относительно того, что Церковь избежит великой скорби»; если учитывать другие тексты этой книги, то его мнение является не «несколько сомни­тельным», а совершенно необоснованным. Он сам говорит о «переносящих великую скорбь», кроме того, в 1 книге, видении 4 записано :

«Спустя двадцать дней было мне, братья, видение гонения, которое должно случиться...

...Голова этого зверя была четырех цветов: черного, потом красного, или кровавого, далее золотистого и, наконец, белого...

...Ты избежал великого бедствия по вере твоей, так как ты не усомнился при виде такого зверя. Итак, поди и возвести избранникам Бога о великих делах Его и скажи им, что зверь этот есть образ грядущей великой напасти. Поэтому, если приготовите себя и от всего сердца покаетесь перед Господом, то можете избежать ее, если сердце ваше будет чисто и непорочно и в остальные дни жизни вашей будете безукоризненно служить Богу...

...Черный цвет означает мир, в котором вы живете. Огненный и кровавый - то, что этому миру должно погибнуть посредством крови и огня. А золотистая часть - это все вы, избегающие этого мира. Ибо как золото испытывается посредством огня и становится годным, так испытываетесь и вы, живущие среди них. Те, которые сохранят твердость и будут искушены ими, очистятся. И как золото оставляет в огне примеси свои, так и вы оставите всякую скорбь и печаль, очиститесь и будете годны для здания башни. Белая же часть означает будущий век, в котором станут жить избранники Божий, потому что непорочны и чисты будут те, которые избраны Богом в жизнь вечную. Итак, не переставай доносить это до слуха святых. Имеете вы и образ грядущего великого бедствия. Если захотите вы, оно будет не страшно для вас: помните заповеданное вам».

В этой главе записано об очищении в гонении - в самом начале видения записано, что оно  о гонении; дальше поясняется, что через гонения  христиане испытываются и очищаются.

 

Обоснованный вывод непредвзятого изучения книги «Пастырь Герма» противоположен тому, который предлагает Тиссен -   

итак, «сказанное свидетельствует о том, что уже тогда существовали» в книгах некоторых авторов отдельные фразы , которые после возникновения «теории о восхищении Церкви до великой скорби» будут пытаться  истолковать как якобы доказывающие эту теорию.

С учётом всего текста даже этих книг, а тем более книг других авторов можно с уверенностью утверждать, что  для этой теории нет оснований даже в книгах «отцов церкви», а не только в Библии.

 

Общий вывод Тиссена о книгах  «Против ересей» и «Пастырь Герма»:

«Таким образом, так как взгляды относительно скорби не ясны, следовательно, существует некоторая путаница в этом вопро­се, по крайней мере, имеется намек на нее.

«Не ясным » мнение Иринея, Гермы и других «отцов церкви» о великой скорби и войне антихриста со святыми (церковью) может быть только тем,

кто не может непредвзято исследовать Библию и книги «отцов церкви»,

но пытается доказать «теорию о восхищении Церкви до великой скорби».

 

Доктор богословия Р.Мэйхью, книга  "Как самому толковать Библию", выпущенной Союзом ЕХБ Украины; Киев 1993г., стр. 82.

«Верующие в то, что Церковь будет восхищена до наступления тяжкого времени (в их числе и я) часто так яростно желают доказать свою точку зрения, что видят свой взгляд почти в каждом возможном отрывке Писания. Откровения 4:1-2 нередко приводится как главное подтверждение этого взгляда, но если всмотреться в текст, в котором описывается переживание Иоанна, можно удивиться и задуматься над тем, говорится ли здесь вообще о восхищении. Думали ли вы когда-нибудь, что и те, кто верует в восхищение до тяжкого времени, и те, кто верит, что оно будет после, с одинаковой запальчивостью используют 1Фессалоникийцев 4:13-18 для подтверждения своих позиций? Это потому, что они догматизируют, или вписывают в текст то, во что сами верят»

Мейхью прав в том, что 1Фес.4 не говорит о «восхищении до тяжкого времени», относительно «после» - нет, подробнее в статье  «Восхищение Церкви в книгах евангельских христиан и в Библии»  http://www.seminary.narod.ru/voshis.htm

 

Тиссен говорит:

«Библия должна быть нашим единственным авторитетом в делах учения, и к ней нам следует обращаться для установления Библейской истины».

   Принятие многими в наше время учения, которого около 200 лет назад «не существовало

не только среди учения Церкви, но даже среди ересей» (А. Е. Сильванович "Чему надлежит быть вскоре" Минск 1995, с.65-73) показывает, что для многих Библия не является  «единственным авторитетом в делах учения».

 

 

 

 

3. Сторонники мнения, совпадающего с учением церкви с первого века,  говорят,  дополняя объяснение по Библии, что в истории Церкви НЕТ учения о восхищении церкви до великой скорби.

 

А. Е. Сильванович "Чему надлежит быть вскоре" Минск 1995, с.65-73

"Никто из исследователей этого текста (по крайней мере до написания книги А. Беляева (1898г.) никогда не учил, что Церковь и Дух Святой будут взяты от земли (восхищены) перед царствием антихриста... 2 Фес. 2.6-7... из-за неопределенности смысла и трудности толкования это место многие называют "знаменитым местом ".

Учения о восхищении до в.с. до последнего времени не существовало

не только среди учения Церкви,

но даже среди ересей .

 

 

 

Роберт Ван Кампен "О восхищении Церкви - просто и доступно". М. Триада, 1988, с.208-217.

 

"Истоки спора

Итак, почему? Я расскажу вам предысторию этого спора, который многих не оставляет равнодушными.

Теория "раннего" восхищения Церкви увидела свет где-то в конце XVIII - начале XIX века (в зависимости от того, чьему имени ее приписать). Произошло этот в тот момент, когда Писание подвергалось суровым нападкам со стороны "высшей критики". В первые годы развития "ранней" теории восхищения Церкви возникли такие культы, как мормоны, Христианская наука, унитаризм, Свидетели Иеговы: они старались сманить тех, кто разочаровался в ортодоксальном христианстве. Сейчас неясно, кто детально разработал новый взгляд на Второе пришествие Христа, но принято приписывать эту честь Эдварду Ирвингу - отцу Апостольской католической церкви (умер в 1825 г.), который позже был объявлен еретиком из-за недооценки личности Христа. Далее эти взгляды развил Джон Нельсон Дарби - один из отцов - основателей Плимутской братской церкви Великобритании (умер в 1830 г.). "Знамя" подхватил доктор Скофилд во время одного из визитов в Англию. Он этому учил свою далласскую церковь, этот взгляд он популяризировал в своей Библии Скофилда в начале XX века. На позиции теории "раннего" восхищения Церкви встала Далласская богословская семинария, больше полувека ее преподавали в Библейском институте Муди.

Нужно отметить, что доктор Самуэль Треглс - известный знаток греческого языка, живший в XIX в. (автор шести книг о переводе Библии), - тоже считается одним из основателей Плимутского братства. Но, когда взгляды Джона Нельсона Дарби стали распространяться в Англии, Треглс резко выразил свое несогласие с ними. Он придерживался герменевтики "буквального" подхода и знал древние языки лучше многих. В книге "Надежда на Второе пришествие Христа" (сс. 74-82), вышедшей в 1864 году, он осудил теорию "раннего" восхищения Церкви, сказав, что она построена на сантиментах и чувствах и не имеет под собой никакого библейского обоснования. Он смело заявлял, что "такой доктрины о Втором пришествии Христа нет в Слове Божьем... И она противоречит библейским откровениям" (с. 32). Его очень беспокоило возникновение этого нового взгляда, потому что он отнимал у церкви Евангелие от Матфея, превращая его в "еврейскую мусорную корзину" (сс. 37-39,   Д-р Самуэль П. Треглс. Надежда Второго пришествия Христа, 1864 г.)

Шли годы и Далласская семинария готовила ученых-библеистов, воспитанных на позициях "раннего" восхищения Церкви. С середины XX века многие выпускники Далласской семинарии стали преподавать библейские дисциплины, возглавили консервативные библейские колледжи, школы, семинарии. Без сомнения, они старались передать студентам свои верования. Те учили других... Так и пошло. Кроме того, из Далласской семинарии вышло много хороших пасторов, которые заняли свое место на кафедрах в разных странах мира. Когда они посвящают свою паству в события последних времен, то, конечно, описывают события с позиций "раннего" восхищения Церкви. Многие из этих людей долгие годы были друзьями нашей семьи. Как я уже говорил, в 1940-50 гг. мой отец издавал христианскую литературу и печатал книги многих из них, включая "Систематическое богословие" и другие труды доктора Льюиса Сперри Шафера - основателя Далласской богословской семинарии.

    Теория "раннего" восхищения Церкви - это одно из учений, относящихся к системе диспенсационализма, которую долгие годы яростно отстаивает Далласская семинария. Но из-за недостатка библейского обоснования восхищение Церкви, пожалуй, - самый слабый элемент всего здания диспенсационализма.

(Не забывайте, что доктор Джон Уолворд, бывший президент Далласской семинарии, письменно заявил, что Писание не содержит явного учения о "раннем" восхищении Церкви).

Цепь бывает прочной лишь тогда, когда в ней нет ни одного слабого звена. Противники всей системы обычно оспаривают ее самое уязвимое место. Следовательно, наиболее эффективная атака на диспенсационализм - это атака на теорию "раннего" восхищения святых.

   Чтобы как-то защитить всю диспенсациональную систему, Далласской семинарии пришлось выработать тактику защиты этого самого слабого звена. В результате они уподобились своим английским единомышленникам и заявили, что Елеонская беседа обращена к Израилю, а не к церкви: таким образом они вышвырнули целый кусок Евангелия в "еврейское мусорное ведро", по выражению Треглса. Чтобы придать словам Христа новый смысл, их объявили рассказом об Армагеддоне. Гонения антихриста теперь относятся к периоду излияния Божьего гнева, а не гнева сатаны. Ангелы Христовы собирают святых для того, чтобы заселить ими Тысячелетнее Царство Христа, а не для встречи с Господом в облаках. "Взятые" с земли берутся на суд, а не на встречу со Христом, Который приходит спасти их и уничтожить нечестивцев. И так далее... Им пришлось проявить удивительную изобретательность, чтобы защитить позицию, которая, по их собственным словам, не имеет никакого библейского обоснования. Но, опять же по их словам, "изобретательность не нужна, чтобы защитить истину". Истина говорит сама за себя.

   Студентов Далласской семинарии учили защищать теорию "раннего" восхищения Церкви так, как если бы их вечная жизнь зависела от этого. В определенном смысле далласские преподаватели вопрос о правоверии подменили вопросом о восхищении Церкви: кто не верит в "раннее" восхищение - тот не правоверный. Тем, кто оставляет ряды "ранних", приходится платить за это немалую цену и нести на себе клеймо "отступника". В диспенсационалистских кругах - консервативных церквях, колледжах, семинариях Америки - такие люди становятся изгоями. А потому мало кто, видя все недостатки этой теории, решается возвысить голос против нее: у сторонников "раннего" взгляда слишком много власти и влияния".

 

      страница 222 книги Ван Кампена  "Деннис Свансон опубликовал  статью " Милленарные взгляды Сперджена" ( Журнал Семинарии Христа, осень 1996 г., том 7, № 2, ее. 183, 210; Издание Семинарии Христа, Сан Валлей, Калифорния 91352 ).

В ней он делает вывод:

"Кто бы ни говорил обратное, но позицию Сперджена точнее всего можно описать как "исторический премилленаризм". Он считал, что церкви доведется испытать бедствия, а Тысячелетнее Царство Христа будет кульминационным моментом Божьего плана" (курсив автора).

 

Далее Свансон говорит:

"Особенности исторического премилленаризма таковы: 1) Тысячелетнее Царство будет кульминационным моментом церковной эпохи, а 2) восхищение Церкви произойдет ПОСЛЕ гонений на нее, которые она вытерпит под защитой Бога... Позиция Сперджена лучше всего подходит под определение "исторического, или заветного премилленаризма" (курсив автора)".

 

 

 

Виктор  Браницкий "Когда это будет" (1996 ) с.3-8

Исторический обзор - учение Церкви до последнего времени

А. Апостолы.

 Неопровержимым историческим фактом является героическая жизнь и мученическая смерть Апостолов Христовых, которые были "верными до смерти" (только Иоанн умер своей смертью в Ефесе).

Если верить, как утверждают некоторые, что Апостолы ждали прихода Господа еще при своей жизни, ежеминутно, и не верили, что сначала придет Великая Скорбь - то тогда они были бы жестоко обмануты Богом. Но Библия говорит, что пророки и Апостолы знали и учили, что пройдет много времени до прихода Христа, и в последние времена перед "Явлением Господним" наступит Великая Скорбь.

 

 Б. Первохристианские мужи веры,

с I по IV век Августин, Варнава, Климент Римский, Игнатий, Ириней, Иероним, Поликарп, Юстин- Мученик, Пастырь Герма, Тертуллиан, Лактанций, Ипполит - верили и учили, согласно Библии, что Церковь должна быть верной до конца и пройти через последнее испытание - Великую Скорбь для Церкви Христовой.   

 

 В. Выдающиеся проповедники Евангелия:

Ч.Сперджен, Джюллер, Д.Весли, Ч.Весли, М.Хенри, Д.Нокс, М.Лютер, Ян Гус, У.Керри, Ж.Кальвин, И.Ньютон, У.Уатвилд, А.Б.Симпсон, А.Джадсон, Д.Эдвардс, У.Тиндейл, Д.Виклиф, Д.Буньян и много других НЕ ВЕРИЛИ , что Церковь будет восхищена до Великой Скорби, про которую говорил сам Господь. (Мф.24: 29-31) В трудах этих братьев не находим малейшего намека на ,,доскорбное ,, восхищение Церкви, наоборот, - главной темой была свобода во Христе, проповедь Евангелия, бодрствование и верность "до конца".

 

 Г. До второй половины 19 столетия премиллеанисты

(те, кто верили во Второй Приход Иисуса Христа до тысячелетнего царства), в своем большинстве, верили, что:

1. Второй приход Иисуса Христа будет личным, видимым, (а не секретным) (1Фес.5:4) славным (Матф.24:27,30; Марк.13:26; Лк.21:27; Откр.1:7).

2. Второй приход Иисуса Христа - одно явление, будет сопровождаться в последовательности рядом событий, которые будут отображать историю Церкви, Израиля и Мира.

а) верующие, которые выживут до прихода Господнего, будут "изменены" и "восхищены на облаках на встречу Господнюю на воздухе" вместе с умершими детьми Божьими, которые "воскреснут прежде" (1 Кор.15:51; 1Фес.4:16, 17). Эти два стиха всегда считались одним и тем же событием- восхищением Церкви Христовой. Сразу после того зверь-антихрист и его сторонники будут уничтожены (Откр.19:20), и Израиль покается и будет спасен "увидят Того, Которого пронзили". (Зах.12:10; Откр1:7; Рим.11:26; Ис.59:20)

3. Потом будет установлено тысячелетнее царство. (Откр.20:4-6)

4. После тысячелетнего царствования Христа и Его святых, (Откр.20:4) другие умершие живут, произойдет "последний Суд" и окончательно создан новый вечный мир. (Откр.21:1-3)

5. Не было установлено различия между "приходом нашего Господа, "Его явлением", "Откровением" и "Днем Господним". Все эти названия были синонимичными и связанными между собой определениями, которые всегда означали единый приход Иисуса Христа во славе перед началом Мессианского Царства.

6. Приход Христа является истинным "блаженным упованием" (Тит.2:13) Церкви в каждом поколении; несмотря на то, как долго может продолжаться настоящий период - все это, однако, подчинено исполнению главных признаков и событий в истории Царства Божьего, а именно:

а) Евангелие Царства должно быть "проповедано по всей вселенной во свидетельство всем народам". (Матф.24:14)

б) Сначала должно прийти отступление и явится беззаконник, предназначенный к погибели, сын греха - антихрист и начнется Великая Скорбь, потом придет Господь во славе.2Фес.2:3.

7. Церковь Христова не будет взята от земли до прихода Христа в конце нашего времени. (2 Фес. 2:3; Дан. 7:25; Откр.13:7; Дан. 11:31-35).Восхищение Церкви и явление Господа будут происходить одновременно (Матф.24:30,31); таким образом, христиане того поколения будут открыты для последнего испытания под властью антихриста. (Откр.13:6,7; 20:4; Дан.7:21, 22).

Итак, перечисленное является убеждениями фундаменталистов- премиллианистов (т.е. тех, кто верили в приход Господа до тысячелетнего царства, "сразу после скорби тех дней" (Матф.24:29) со времени окончания времен Апостолов.

 

Д. Возникает вопрос, откуда к нам пришло учение Доскорбного восхищения Церкви?

В первой половине 19-го века в Англии началось движение "Ирвингизма", основателем которого был пресвитер Церкви Шотландии Эдвард Ирвинг, который возглавлял так называемую "Католическую Апостольскую Церковь". Его магнетическая личность привлекла большие толпы людей в Лондоне. То, что отличало секту "Ирвингистов" от других церквей, было говорение "чужим языком", получение так называемых "пророчеств", якобы от Духа Святого через "пророков и пророчиц" церкви. В 1830 году Ирвинг был исключен из Лондонского Пресвитерского Совета за то, что он написал брошюру, в которой доказывал, что Христова телесная натура была греховной. (Смотрите 2Кор.5:21; Ин8:46; Ис.53:9; Евр.4:15 в опровержении ереси Ирвинга). Ирвинг отклонил решение Пресвитерского Совета и продолжал свое служение.

В 1831 году во время проведения богослужения в его церкви начали происходить заметные беспорядки и нарушение евангельского вероучения, за что, в следующем году, Эдварда Ирвинга отстранили от должности пресвитера ; через два года он умер. Бывшие сторонники Ирвингской секты, которые позже пришли в себя, раскаялись и исповедовались; что во время "говорения иными языками" и "получения пророчеств и откровений в духе" они, фактически, находились под влиянием демонов.

30 апреля 1831 года Дж.Кардейл, которая в свое время посещала Ирвингскую церковь, имела "откровение" во время домашнего молитвенного собрания, что Христос скоро должен прийти за церковью. Но она только повторила "откровение" марта 1831 года 15-летней шотландки Маргариты МакДональд из Ирвингской церкви, которая жила в Порт Глазго, Шотландия, что "избранная группа христиан будет восхищена для встречи со Христом в воздухе перед приходом антихриста и гонения церкви".

Непосредственный свидетель событий 1830 года пастор Роберт Нортон, в своих двух книгах: "Мемуары Джеймса и Джорджа МакДональд из Порт Глазго (1840) стр.171-176, и "Восстановление апостолов и пророков в Католической Апостольской Церкви". (1861) стр.15-18, сохранил оригинальную рукопись "откровения" Маргариты МакДональд относительно "Восхищения церкви до Скорби".

Нортон пишет, что "что это был первый раз, когда кто-нибудь вообще разделял второй приход Христа на две определенные части или половины!". До "Новейшего откровения" Маргариты МакДональд 1830 года церковь Христова верила только в один приход Иисуса Христа - "После скорби дней тех" (Матф.24:29-31; Мр.13:21-27; Лк.21:25-27), и что восхищение церкви 1Фес.4:16,17 произойдет после Великой Скорби (Матф.24), при Славном Приходе Сына Человеческого, когда Он пошлет ангелов своих, чтобы собрать всех Его избранных, (Церковь Христову" от четырех ветров, от края небес до края их". (Матф.24:30,31)

 Директор Библейского Общества "Сердце Америки" из города Канзаса, штат Миссури, Давид Макферсон, в своей книге "Почему я верю, что церковь пройдет через великую скорбь", пишет:

"Собственно, из-за этого "откровения" возникла современная доктрина "восхищения церкви до Скорби" и ее фразеология- "Доскорбная "диспенсация", "встреча с Господом в воздухе", "секретность", "внезапность", "невидимость", "имманентность" - появление Господа в любую минуту, внезапно; "Доскорбное отделение верующих от неверующих", "отделение" в понимании "восхищения Невесты-Церкви и "Великоскорбных Святых".

Эта доктрина пришла к нам не из Священного Писания, а из искусственно полученного, так называемого, "духа божия". Эдвард Ирвинг принял это учение и оно распространилось на пророческих собраниях в Пуерзкрот Хауз в Ирландии, на которые приходил организатор "Плимутских братьев" Джон Дарби (в возрасте 22 лет), который внес 163 дополнения в эту теорию и представил ее как свою собственную. Взгляды Ирвинга, а особенно "откровения Маргариты МакДональд", повлияли на Дарби, хотя он и отвергал ее "дары", Чр.Х.Макинтоша и потом Ч.И.Скоуфилда, "Библия с пояснениями", которого популяризовала эту теорию.

Позже ведущие теологи "Плимутских Братьев" В.Ньютон и С.П.Трегеллес полностью отвергли это новое откровение "Доскорбного восхищения Церкви". 

 

 

 

 

 

1 термин «теория о восхищении Церкви до великой скорби» использует Уильям МакДональд - один из сторонников этой теории, достаточно честный и компетентный, чтобы признать, что эта теория появилась около 160 лет назад (относительно даты написания его книги «толкование второго послания к Фессалоникийцам», расположенной на странице http://www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md60.htm )

 

2  «доктор Джон Уолворд, бывший президент Далласской семинарии, письменно зая­вил, что Писание не содержит явного учения о «ран­нем» восхищении Церкви» Роберт Ван Кампен "О восхищении Церкви - просто и доступно". М. , Триада, 1988, с.208-217.

Подробнее в статьях   

  «Восхищение Церкви в книгах евангельских христиан и в Библии»

http://www.seminary.narod.ru/voshis.htm

 

 «Учение о тайном пришествии Иисуса за Церковью».

http://seminary.narod.ru/secret_ascensior.htm

 

«Ошибки МакДональда»

http://seminary.narod.ru/macdonald.htm

 

 

 

3 «Восхищение Церкви в истории».

 http://seminary.narod.ru/rapture_in_history.htm

        

4 «Второе пришествие Иисуса и восхищение церкви в вероучениях баптистов».

http://seminary.narod.ru/rapture_in_ doctrinal_ statement.htm

      

5 «Противоречия у сторонников «теории о восхищении Церкви до великой скорби»

http://seminary.narod.ru/contradiction.htm

 

6 Пришествие Иисуса Христа в «Собрании сочинений» И.В. Каргеля.

http://seminary.narod.ru/kargel.htm

 

 

 

 

Богдан Корниенко

 

 

 

 

первая страницы сайта http://seminary.narod.ru/

 

раздел сайта о втором пришествии  http://seminary.narod.ru/coming.htm

 

напишите Ваше мнение  

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz